вторник, 27 ноября 2012 г.

Группа 3 (окт 2012). Авторское право – взгляд современного педагога


Уважаемые коллеги!

Перед обсуждением предлагаем вам пройти опрос по теме "Авторское право"
 Как утверждается в сетевом издании Мир Образования, «закон о защите авторских прав базируется на утверждении о том, что любой создавший оригинальное материальное произведение заслуживает вознаграждения за этот труд, что это вознаграждение поощряет творческую работу и что общество в целом выигрывает от этих творческих усилий своих членов» (Стар, 2004). Каждый имеет право контролировать, как его оригинальное произведение используется другими людьми, и очень важно понимать и учить школьников правильно пользоваться материалами, защищенными авторским правом.


В связи с доступностью Интернета и возможностью легко копировать информацию как учитель, так и ученик могут легко забыть, что большая часть размещенных в Интернете материалов является чьей-то собственностью.

Познакомившись с материалами о защите авторских прав и законном использовании авторских материалов, порассуждайте:
❑  Всегда ли вы помните об этом важном моменте при использовании материалов  из Интерента?
❑ Повлияет ли  на учебный процесс в вашем классе информация об авторском праве? Важно ли об этом знать не только детям, но и родителям?
❑  Понимают ли ученики, что такое закон об авторском праве и законное использование авторских материалов?
❑ Что может сделать педагог для того, чтобы воспитывать культуру использования материалов других авторов? Какие  конкретные мероприятия для проведения в классе смогут показать, что правила по защите авторских прав выполняются?

Изображение взято с сайта: http://www.fotooko.ru/doc/130

7 коммент.:

Новикова Ирина комментирует...

1.Признаюсь честно- не всегда,но ситуация поправима
2.Скорее "да",чем "нет". Это ,безусловно, дисциплинирует всех участников учебного процесса и сократит количество "плагиатных" работ
3. Считают это несерьёзным.Ничьё-значит моё.Будем работать над этим
4.Провести беседу,рассмотрев конкретный случай и его последствия. а может даже подготовить свой "судебный процесс" в форме юридической игры с потерпевшей и обвиняемой стороной

Репина Ирина комментирует...

1.Конечно, не всегда помним об использовании материалов
2. Вряд ли повлияет ,но знать об этом нужно
3. Старшие классы понимают
4. Провести беседу, рассказать о материалах по защите авторских прав

Ермолаева Елена комментирует...

1. Если честно, то нет. Захожу на сайт и шпарю все подряд. Теперь задумаюсь, за нарушением идет наказание.
2. Я думаю повлияет, не не очень сильно. Ребятам и родителям знать надо.
3. Думаю, что слышали, но не применяют.
4. На примере, был случай ученик взял программу чужую, написав под своим именем. Потом было много разбирательств. Будем учиться сами и учить других.

Харланова Оксана Викторовна комментирует...

1. Не всегда, но теперь постараюсь.
2. Конечно повлияет,буду чаще напоминать о соблюдении авторских прав.Родителям нужно рассказывать об авторском праве, ведь они также участвуют в учебном процессе.
3. Скорее всего нет, ведь зачастую они считают это неважным, а на самом деле это не так.
4. Прежде всего необходимо рассказать что понимается под авторским правом, какие правила необходимо соблюдать при работе с различными источниками

Юганова Татьяна Васильевна комментирует...

Я всегда думаю о том, можно ли что-то использовать, но затем пробую скопировать, и если получается - делаю вывод, что можно (правда, всё что копирую, использую не коммерчески...)А если размещаю что-то своё, заранее осознаю, что это могут использовать все и без спроса.
В учебном процессе речь об авторском праве чаще заходит в моменты списывания учениками работ друг друга - от этой ситуации можно оттолкнуться и провести разъяснительную работу о законном использовании авторских материалов, а также напоминать об этом каждый раз перед началом создания информационных творческих работ учениками. Думаю, для многих родителей эта информация тоже может быть неожиданной.

Матвеенко Константин комментирует...

1. Нет не всегда, и на то есть причина, о которой напишу ниже.
2. Да. Важно.
3. Нет. И это проблема не только детей, но и множества взрослых людей.
4. Я подозреваю, что единственный способ объяснить эту штуку, не прибегая к вопросу общей нравственности - это поставить детей в то же положение, когда будет опасность хищения интеллектуальной собственности по отношению к ним.

Теперь о главном. Первые три вопроса, как и вся проблема авторских прав на интеллектуальную собственность, утыкается в одну обалденную особенность:
Человек, произвёдший табуретку, имеет на неё авторские права, может пользоваться её, может сломать, а может продать. Чтоб продать ещё одну табуретку, ему нужно её снова сделать.
У производителя интеллектуальной собственности такой проблемы попросту НЕТ!!!! Он однажды написав, например, программку, может тиражировать её бессчётно, получая столько прибыли, сколько людей на земле (а то иногда и больше). Многие этим безусловно пользуются.

Потому на уроке мы с детьми всегда говорим, что есть у этого вопроса 3 стороны:
1. Программист (любой автор интеллектуальной собственности) должен получать зарплату! Чтоб не сдохнуть с голоду. Потому, в общем и целом, за интеллектуальную собственность нужно платить.
2. НО, есть люди, обычно издательства, которые на "фишке" тиражирования стремятся нажиться. Это действо, хоть и по закону, но безнравственное, и способствовать ему не всегда хорошо. (Например, характер отношения Микрософта к своему конечному пользователю прекрасно всем известен)
3. Существует теория, что общество будет развиваться только тогда, когда информация (ибо это не табуретки) будет безплатной! Сторонники этой теории разрабатывают и распространяют программы по лицензии GNU, то бишь совершенно безплатно. Операционки Линукс - самый просто пример. А таких примеров очень много.


Пользуясь возможностью, также, хотел бы сделать замечание по тесте:

1. Вопрос: Можно ли разместить на своем сайте опубликованную в печати статью какого-нибудь автора?

Я не нашёл полностью правленого ответа.
Насколько я знаю, теоретически, автор и/или издатель должны указывать при каких условиях на них можно делать ссылки и цитировать.

2.Вопрос: В каких случаях при обмене своими компьютерными играми с другими людьми, не будут нарушаться авторские права?

На данный момент ситуация изменилась, и полностью правильного ответа, опять таки, в тесте нет.
Дело в том, что современные издатели, по какой-то очень конкретной причине (см пункт 2 в сторонах вопроса авторского права), считают, что каждый игрок должен иметь свою личную копию игры. Так называемая служба Steam, через которую распространяется множество игр и дополнений к ним, намертво и навсегда привязывает купленную вами игру к вашей записи (аккаунту) в этой службе. То есть, если вы возжелаете поменяться с товарищем играми, придётся ещё и меняться аккаунтами Steam-а, что слегка не удобно. Основательно подозреваю, что сидеть под одним и тем же аккаунтом с разных машин службой запрещено.

Зубко Ирина комментирует...

Если честно, про авторские права при использовании материалов из Интернета вспоминаю не всегда.
С детьми об этом говорим, во время работой над проектами, требуем, чтобы были ссылки на источники информации, при этом слышим, что забыли, где и брали эту информацию.
Хотя если их самих поставить в ситуацию, что вы сами что-то создали, своим трудом, а потом другие растащили это по кусочкам, или полностью забрали весь труд, то здесь начинается возмущение - это создали мы и только мы имеем право распоряжаться своей работой.

Отправить комментарий